ДРУГОЕ КИНО

Панорамное кино

     Панорамное кино, способ съёмки кинофильмов и показа их на сильно изогнутом экране больших размеров, создающий у зрителей иллюзию «присутствия» при действиях, происходящих на экране. Угол охвата экрана в горизонтальной плоскости – до 150-170°, в вертикальной – до 55°. Поскольку границы экрана отодвинуты далеко за пределы поля ясного видения человека (около 40° в горизонтальной плоскости и 20° в вертикальной), условия восприятия изображения на экране близки к условиям реального видения. При этом впечатление панорамности и так называемый эффект присутствия дополняются, как правило, цветным изображением. Впечатление панорамности усиливается также стереофоническим звуковоспроизведением. В отличие от обычного кино, в П. к. звук всё время "следует" за перемещением изображения его источника на экране. Это обеспечивается записью звука в процессе фильмопроизводства на нескольких (от 6 до 9) звуковых дорожках и последующим его воспроизведением несколькими громкоговорителями, установленными в кинотеатре за панорамным перфорированным экраном; каждый из громкоговорителей работает от своей звуковой дорожки.

Схема съёмки и демонстрации фильма по системам "Синерама" и "Кинопанорама"
Схема съёмки и демонстрации фильма по системам "Синерама" и "Кинопанорама": 1 – громкоговорители за экраном;
2 – громкоговорители в зале; 3 – контроль звуковоспроизведения; 4 – контроль кинопроекции; 5 – кинопроекционные аппараты;
6 – киносъёмочный аппарат; 7 – вид киносъёмочного аппарата сверху; 8 – микрофоны; 9 – звукозаписывающая аппаратура.

     Панорамная съёмка и проекция впервые были осуществлены французским режиссёром. А. Гансом. В 1927 он поставил фильм "Наполеон". Фильм был снят одновременно на трёх киноплёнках и демонстрировался посредством трёх кинопроекционных аппаратов на экране, состоявшем из трёх граничащих друг с другом плоских экранов. cхема расположения громкоговорителейПанорамное кино получило известность с 1952, когда в США была создана система "Синерама" (Ф. Уоллер и Л. Томас) и поставлен ряд фильмов. Подобная же система была разработана в 1957 в СССР (так называемая "Кинопанорама", руководитель Е. М. Голдовский), и было снято и показано несколько экспериментальных фильмов. Первый из них – был поставлен в 1958 Р. Л. Карменом. В 1958 в США появилась ещё одна, несколько видоизменённая система Панорамного кино "Синемирэкл", по своим изобразительным возможностям близкая к ранее созданным американским и советским системам. Съёмка и проекция в этих системах (см. рис.) осуществлялись посредством трёх синхронно движущихся 35-мм киноплёнок, так что панорамное изображение образовывалось тремя стыкующимися частичными изображениями. Стереофонический звук (9 каналов в советской системе и 7—в американской) воспроизводился синхронно с отдельной 35-мм магнитной ленты. Недостатки систем Панорамного кино – главным образом их техническая сложность (синхронная съёмка и проекция с применением трёх киноплёнок) и заметные на экране вертикальные стыки частичных изображений – привели к тому, что примерно с 1963 они постепенно вытесняются более простой системой, в которой для съёмки и проекции используют однообъективный метод и стандартную 70-мм киноплёнку. По изобразительным возможностям такая система Панорамного кино близка к системам широкоформатного кино.

Литература: Голдовский Е. М., Основы кинотехники,
М., 1965; Высоцкий М. З., Системы кино и стереозвук, М., 1972.
М. З. Высоцкий.

панорамное кино
демонстрации фильма с применением трёх киноплёнок

КИНОТЕАТР "МИР"
Кинотеатр "МИР" В Москве на Цветном бульваре

кинотеатр "МИР"     Здание, в котором расположен кинотеатр "МИР", построено в 1881 году для демонстрации различных панорам. Затем, здесь был манеж для верховой езды, а в 1957 году этот дом был перестроен в панорамный кинотеатр. В феврале 1958 году на Цветном бульваре открылся крупнейший в Европе панорамный кинотеатр "МИР" на 1220 мест,  ширина экрана (длина дуги) составляла 30,6 метра, угол обозрения экрана составлял около 150° (для передних рядов зрителей). Экранов таких размеров не девятиканальный фильмофонографбыло ни в одном кинотеатре мира. В ложе зрительного зала был расположен многофункциональный пульт управления. В частности, с этого пульта осуществлялся запуск начала сеанса: можно было включить одновременно три кинопроектора и наблюдать за точностью синхронного перемещения в них трёх киноплёнок, а также регулировать эту точность; с помощью специальных заслонок регулировать световые потоки кинопроекторов, при большом различии яркости составляющих изображений; связаться с каждой из трёх киноаппаратных, чтобы дать киномеханикам необходимые указания; управлять звуковоспроизведением фильма и т.д. Воспроизведение девятиканальной фонограммы осуществлялось с помощью специального фильмофонографа и усилителя (таких же, как в кинотеатре "КРУГОВАЯ КИНОПАНОРАМА" на ВДНХ). За экраном было расположено пять громкоговорителей: четыре в стенах и потолке. На первом киносеансе состоялась премьера первого отечественного панорамного видового фильма "Широка страна моя родная..." (режиссёр Р.Кармен).
     С появлением широкоформатного кино, несколько лет спустя, кинотеатр реконструировали в широкоформатный. До реконструкции в кинотеатре было три киноаппаратных: первую переоборудовали в комнату для переводчика, третью стали использовать по склад. Пульт управления оставили, но после реконструкции он использовался исключительно кинотеатр "МИР"для регулировки громкости. На пульте также располагалась кнопка звонка в фойе (киномеханик перед началом киносеанса давал звонки, после третьего звонка в зрительный зал не пускали). Эта замечательная кнопка своей функциональности не утратила.
     Это был один из самых престижных кинотеатров Москвы того времени, купить билет на сеанс в кинотеатр "МИР" было практически невозможно. Если в "Октябре" и "России" показывали новинки Советского кино, то в кинотеатре "МИР" преимущественно зарубежные, в нем проводились кинофестивали и ретроспективные недели зарубежного кино.

Стереокинематограф – 3D

Начало новой эры стереоскопического кинематографа?

     В далёких теперь 70-80 годах прошлого столетия в стереокино (сейчас принято называть объёмное очковое кино – 3D) нам не было равных. В 1976 году в СССР впервые в истории человечества была осуществлена кинопроекция голографического фильма. Это реалистичное объёмное кино без всяких очков, где предметы столь достоверны, что их можно оглядеть со стороны. Это по сей день не смог больше повторить НИКТО в мире! А в области очкового стереокино с американцами мы шли нос в нос, но в сфере технологий голографического кино (а это будущее объёмного кинематографа) мы их обогнали лет на 25. Как это? Сами же американцы в 1991 году вручили советской системе стереокино премию "Оскар" за технические достижения в области объёмного кино, признав технологию съёмки и показа стереофильмов "Стерео-70" одной из лучших в мире, несмотря на наличие своей собственной технологии двухкамерной стереосъёмки.

Принцип кинопоказа в системе "Стерео-70"
Принцип кинопоказа в системе "Стерео-70"

Объектив кинопроектора системы "Стерео-70"
Объектив кинопроектора системы "Стерео-70"

3D камера системы "Стерео-70"
Российская 3D камера системы "Стерео-70"

     Но если кто-то полагает, что сейчас в России некому снимать стереокино, тот сильно ошибается! Страна полна талантами во всех сферах. У нас есть технологии, есть потрясающие пласты неэкранизированной литературы всех жанров, на любой вкус!
     Андрей Тарковский в далёкие 70-е сказал – будущее кино только за голографией! Ох, если б он дожил до сегодняшнего дня, какие бы стереофильмы под его режиссёрским и человеческим гением мы и весь мир смогли бы увидеть! А может это были бы уже и голографические фильмы, где зритель видит не иллюзию, создаваемую в мозге человека, а оптическую реально существующую пространственную картину без всяких очков! И эти технологии у нас есть, пока только у нас и нигде более!
     Ещё справка: в 1976 году в СССР впервые в истории человечества была осуществлена кинопроекция голографического фильма. Это реалистичное объёмное кино без всяких очков, где предметы столь достоверны, что их можно оглядеть со стороны. Это по сей день не смог больше повторить НИКТО в мире! Но разработкам этим в нашей стране ход не дают.
                                             Игорь Дауров   подробнее...

Какие плёночные системы в формате 3D сегодня применяются кинотеатрах?

Очки IMAX 3DIMAX 3D

     Технология IMAX 3D – наиболее прогрессивная в мире, основана на принципах человеческого зрения. Когда вы смотрите на объект, каждый из ваших глаз видит разную картинку. В процессе, названном "стереоскопия" Ваш мозг совмещает две разные картинки в одну объемную.
     3D-камеры IMAX оборудованы двумя одинаковыми объективами, расстояние между которыми приблизительно равняется расстоянию между глазами человека это позволяет снимать две картинки отдельно, также как мы их видим левым и правым глазами. В процессе съемки изображение из каждого объектива фиксируется на отдельную пленку формата 15/70мм. Движение пленок в камере точно синхронизировано. Камера IMAX 3D весит более 100 кг.
     3D-фильм хранится на двух плёнках. При показе они синхронно движутся через один проектор IMAX 3D, снабженный двумя объективами и лентопротяжными механизмами, либо через два отдельных проектора IMAX. Картинки для левого и правого глаз одновременно проецируются на гигантский экран.
     Для того, чтобы увидеть объемное 3D-изображение, зрители надевают специальные поляризационные очки, а объективы проектора снабжены поляризационными фильтрами. Это позволяет каждому глазу воспринимать только "своё" изображение, и наш мозг создает из этого одну 3D-картинку.

кинопоказ в системе "IMAX 3D"
Кинопоказ в системе "IMAX 3D"

Stereovision 3DTechnicolor и PanaVision

     По технологиям Technicolor и PanaVision 3D фильм демонстрируется при помощи обычного 35-мм проектора.
     Technicolor используется способ разделения кинокадра пополам в горизонтальном направлении (over under – "над – под"), и пленка, содержащая кадры с отдельным изображением для каждого глаза: верхняя половина для одного, нижняя – для другого, используются серебряный экран и пассивные стереоочки с круговой поляризацией Real D или MasterImage.
     PanaVision – кадр над кадром (в одном стандартном кадре два ракурса стереопары: вверху левый, внизу правый), используются любой экран, очки интерференционные Ifiteck или Dolby.

Кинопоказ с использование объектива Stereovision

Компоненты системы Panavision 3D


Объектив "PanaVision"


фильтр "PanaVision"

Современный цифровой формат 3D

     Производители же фильмов наоборот воодушевлены новыми возможностями творчества, открывшимися благодаря технологии 3D, но существует множество проблем при производстве и демонстрации 3D-фильмов. В довольно длинный список входят проблемы синхронизации изображения для левого и правого глаза, непоследовательность стереокадров, случайные появления моноскопических кадров ... Если фильм или рекламный ролик рассчитаны для демонстрации на большом экране, они не будут смотреться так же чётко на маленьком и наоборот.

Технологии 3D

     RealD. Наиболее широко распространена сегодня система компании RealD (более 800 кинозалов по всему миру). Принцип действия системы заключается в использовании специального электронного поляризующего фильтра, который синхронно с изображением переключает «полярность» поляризации изображений соответственно для левого и правого глаз. Для просмотра стереоизображения используются «пассивные» (т.е. не имеющие электрических компонентов) очки с соответствующими поляризационными фильтрами для каждого глаза. Преимуществом системы является возможность применения относительно недорогих очков (около 1 евро), которые зритель может забрать после сеанса с собой в качестве сувенира. Недостатком системы является необходимость замены обычного бело-матового экрана в кинотеатре на достаточно дорогой «серебряный» экран, так как эта система работает на основе принципа поляризации изображения, а также относительно высокая цена лицензии RealD (около 100 тысяч евро на 4 года). При этом нужно отметить, что из-за острой диаграммы направленности отраженного света, «серебряный» экран значительно ухудшает качество демонстрации обычных 2D фильмов. Некоторые студии (например, Universal Pictures) запрещают премьерные показы обычных 2D фильмов на «серебряных» экранах.

     Dolby Digital Cinema 3D. Система воспроизведения стереофильмов была представлена компанией Dolby Laboratories в марте 2007 года. Система использует специальный спектральный фильтр, разработанный компанией Infitec. Этот фильтр в виде диска, вращающегося синхронно с изображением, помещается внутрь цифрового кинопроектора. Принцип действия основан на небольшом сдвиге спектров изображений для правого и левого глаз. Для просмотра стереоизображения также применяются специальные «пассивные» очки, оснащенные многослойными спектральными фильтрами. Преимуществами этой системы являются пассивные очки, цена за которые в ближайшие годы снизится с нынешних 50 евро до 10-15 евро за пару, а также использование обычного бело-матового экрана. К недостаткам системы можно отнести необходимость «физического» вмешательства в конструкцию кинопроектора для установки диска спектрального светофильтра. Безусловно, эта система будет работать исключительно с собственными серверами компании Dolby.

     MasterImage, является новой на рынке. Данная технология использует серебряный экран и очень дешёвые пассивные очки. Также используется поляризующий фильтр, который устанавливается перед проектором. В настоящее время технологией MasterImage оборудовано около 300 залов по всему миру. И это число продолжает стремительно расти.

     XpanD, технология, которую можно назвать оригинальным 3D, использует активные очки «со шторками» и наиболее популярна на европейском рынке. Всего насчитывается около 1000 3D-установок. XpanD вдохнули новую жизнь в старую идею. Первоначально очки были большими и тяжелыми, они были переделаны и стали более лёгкими, стильными и, к тому же, используют сменный элемент питания (очки серии X101). Хотя очки XpanD являются самыми дорогими по сравнению с остальными, при установке данной технологии можно сэкономить средства на оборудовании. Помимо цифрового проектора и сервера, которые могут воспроизводить 3D, требуется ИК-эмиттер для синхронизации сигнала. Это позволяет, например, мультиплексам, установив эмиттеры во все залы, с лёгкостью переносить очки из одного зала в другой.

Системы стереокинематографа, применявшиеся в СССР

     За два года до официального дня рождения кино, в 1893 году Уильям Диксон, сотрудник лаборатории Томаса Эдисона, сконструировал, изготовил и запатентовал первый стереокиносъёмочный аппарат. В 1903 году братья Люмьер по анаглифному способу продемонстрировали стереоримейк одного из своих самых первых фильмов – "Прибытие поезда". Зрители, увидев в трёхмерном пространстве несущийся на них поезд, в ужасе вскакивали со своих мест и, расталкивая друг друга, бросались к выходу.
     Появившись на свет задолго до прихода в кино звука и цвета, стереокино до сих пор остаётся для зрителей экзотическим зрелищем, а для большинства создателей фильмов – малопочитаемой ветвью кинематографа или несерьезной киноигрушкой. Но, как бы то ни было, очень многие энтузиасты, верящие в будущее объёмного кинематографа, внесли свой вклад в его развитие. Благодаря их поискам и находкам, пусть не всегда удачным, стереофильмы сумели посмотреть сотни миллионов зрителей.
     Стереокино своим рождением обязано и "движущейся фотографии", как вначале называли кинематограф, и достижениям в области стереофотографии. В середине XIX века был создан стереофотоаппарат, появились различные виды стереоскопов, предложены очковые методы (аддитивный и субтрактивный) цветных анаглифов. В конце века уже были известны очковый поляризационный и безочковый автостереоскопический (растровый) методы рассматривания стереопар.

     В нашей стране работы в области стереокино начались в 20-е годы. Начиная с середины 30-х годов основные научные исследования в этом направлении проводились во Всесоюзном научно-исследовательском кинофотоинтитуте (НИКФИ). В течение многих лет изучались вопросы восприятия стереоизображений, разрабатывались требования к параметрам стереопары на киноплёнке и условиям стереокинопоказа. Всё это время шёл поиск ответов на серию вопросов. На одной или двух плёнках размещать кадры стереопары? Если на одной, то каким образом? Как обеспечить надежную и удобную сепарацию изображений для левого и правого глаза? Как добиться комфортности восприятия стереоизображения в кинозале? Исследованиям было посвящено не одно десятилетие.
     В этой статье рассмотрены этапы развития отечественного стереокино, каждый из которых соответствовал периоду применения определённой системы стереокинематографа, главными отличительными признаками которой были размеры кадров стереопары и их взаимное расположение. Таких систем, не считая экспериментальных, и применённых для съёмки фильмов в нашей стране, было семь.
     В 1940 году в Москве, в малом зале кинотеатра "Художественный" началась демонстрация фильма "Выходной день в Москве" (режиссёр Александр Птушко, оператор Николай Ренков).

Кинотеатр "Художественный" В Москве
Кинотеатр "Художественный" В Москве

     Съёмка этого фильма производилась созданным в НИКФИ двухобъективным аппаратом (рис. 1), протягивающим две стандартные киноплёнки шириной 35 мм (конструктор Василий Омелин). Кадр стереопары по соотношению сторон и размерам не отличался от стандартного кинокадра. Фильм снимался как чёрно-белый, но чуть позже к нему были досняты цветные эпизоды, авторами которых были режиссёр Николай Экк и оператор Федор Проворов. Для съёмки в цвете была сконструирована установка из двух кинокамер (рис. 2), каждая из которых фиксировала изображение через красный, синий и зелёный фильтры на трёх чёрно-белых плёнках (такой принцип цветной киносъёмки плоскостных фильмов применялся в системе "Техниколор"). Исходный материал этих эпизодов представлял собой комплект из шести цветоделённых чёрно-белых негативов. Проекция осуществлялась в поляризованном свете на просветный недеполяризующий экран (стеклянный, матированный) двумя синхронно работающими кинопроекторами. Зрители наблюдали объёмное изображение в поляризационных очках. Основным автором этой системы был Николай Валюс.

Киносъёмочный аппарат НИКФИ для стереосъёмки на две плёнки (1939 год)
Рис.1 Киносъёмочный аппарат для стереосъёмкина две плёнки

Установка из двух синхронизированных аппаратов ЦКС-1 для цветной стереокиносъёмки
Рис.2 Установка из двух синхронизированных аппаратов ЦКС-1

     В феврале 1941 года премьерой стереофильма "Концерт" (режиссёр Александр Андриевский, оператор Дмитрий Суренский) открылся специально переоборудованный московский кинотеатр «Москва». Система съёмки и безочкового стереокинопоказа была предложена Семёном Ивановым. Кадры стереопары, каждый высотой 15 и шириной 11 мм, размещались на одной плёнке рядом (горизонтальная стереопара) в пределах стандартного шага (рис. 3). Для съёмки использовался один объектив с двухзеркальной стереонасадкой. Фонограмма располагалась между кадрами стереопары. Проекция осуществлялась по безочковому способу. Размеры стереоэкрана с перспективным щелевым проволочным растром составляли 5 м по высоте и 3 м по ширине (рис. 4). Экран был сконструирован и изготовлен под руководством инженера Бориса Иванова. "Москва" стал первым в мире коммерческим кинотеатром, в котором объёмно-пространственное киноизображение воспринималось без стереоочков.

Стереопара фильм "Концерт"
Рис.3 Стереопара фильм "Концерт"

Монтаж стереоэкрана с проволочным растром
Рис.4 Монтаж стереоэкрана с проволочным растром

     В в 1942 году Семён Павлович Иванов и инженер Борис Тимофеевич Иванов, его однофамилец, и Александр Николаевич Андриевский, который снимал фильм "Концерт", продолжали коллективную работу и создали светосильный растр. Соответственно, под него начали разрабатывать и новую систему съёмки, поскольку в первой системе Иванова съёмка велась через двухзеркальную насадку: кадр получался вертикальным, то есть вытянутым вверх с соотношением каждого кадра стереопары 0,67:1 (11х18 мм). Кадр был очень непривычным для кинематографа, и после ряда экспериментов С.П.Иванов предложил убрать на плёнке по три перфорации на каждом кадре и за счёт этого расширить площадь кадра и получать стереопару по всей ширине базы плёнки, так что получались два квадратных кадра, размером не 11х16 мм или 11х18 мм, а размером 15,5х15 мм. Эта новая система получила название "Стерео 35-19".

Стереопара из фильма "Робинзон Крузо" (1947)
Стереопара из фильма "Робинзон Крузо" (1947)

Стереокадр из фильма "Робинзон Крузо" (1947) в анаглифе
Стереокадр из фильма "Робинзон Крузо" (1947) в анаглифе

     В 1947 году был снят фильм "Робинзон Крузо" (режиссёр А. Андриевский, оператор Д. Суренский), который уже начали демонстрировать в феврале 47-го года, в новом кинотеатре "Стереокино" (рис. 5) со светосильным линзо-растровым стереоэкраном с размерами 3,1 x 3 м, который был организован в здании "Восток-Кино" прямо на площади Свердлова, рядом с Большим Театром и сломанной, а теперь восстановленной гостиницей "Москва". Экран был квадратным и имел большие размеры. 1947 году в Москве открылся кинотеатр "Стереокино" (рис. 5) со светосильным линзо-растровым стереоэкраном с размерами 3,1 x 3 м.


Фрагмент фильма "Робинзон Крузо" (1947)

Зал кинотеатра "Стереокино"
Рис.5 Зал кинотеатра "Стереокино"

Стереопара С.Иванова на 35-мм плёнке с шагом перфораций 19 мм
Рис.6 Стереопара С.Иванова на 35-мм плёнке

Стереопара с кадрами 10,3 x 10 мм
Рис.7 Стереопара с кадрами 10,3 x 10 мм

     В четвертой отечественной системе (1948 год) размер кадров стереопары, также расположенных рядом, но на стандартной киноплёнке, был уменьшен до 10,3 x10 мм, а фонограмма заняла своё стандартное положение (рис. 7). Некоторая потеря качества компенсировалась возможностью использования при производстве стереофильмов стандартного оборудования и обычных технологических процессов.
      Существенного улучшения качества стереоизображения удалось добиться уже в 1952 году благодаря переходу на вертикальную стереопару и удвоенный (38 мм) шаг продёргивания плёнки. Кадры стереопары с размерами 22x16 мм размещались друг над другом (рис. 8). Эту систему предложили сотрудники НИКФИ Андрей Болтянский и Наум Бернштейн. Для съёмок был разработан стереокиносъёмочный аппарат ПСК-6 (рис. 9), оснащённый оригинальными сменными стереообъективами различного фокусного расстояния и призменными насадками, изменяющими базис съёмки в диапазоне от 38 до 130 мм. В стереокинотеатрах Москвы, Ленинграда, Киева, Астрахани, Одессы, Алма-Аты были установлены растровые экраны с размерами 4x3 м. Качественное и эффектное стереоизображение, привлекающее кинозрителей, обеспечило успешную эксплуатацию этой системы на протяжении более десяти лет.

Стереопара А.Болтянского и Н.Бернштейна
Рис.8 Стереопара А.Болтянского и Н.Бернштейна

Стереокиносъёмочный аппарат ПСК-6
Рис.9 Стереокиносъёмочный аппарат ПСК-6

Стереофильм "Алеко" (1953)
Стереофильм "Алеко" (1953)

      Несмотря на определённый успех безочкового стереокино, широкому его развитию мешал ряд факторов, в том числе ограниченные размеры экранного изображения и существенно отличающийся от стандартного технологический процесс производства (из-за удвоения скорости хода плёнки пришлось использовать нестандартное оборудование) в процессах озвучивания и демонстрирования стереофильмов.
      После появления широкоэкранных фильмов (первый отечественный – "Илья Муромец" – снят в 1956 году) была предпринята попытка увеличить линейные размеры экрана и угловые размеры воспринимаемого стереоизображения. Для решения этой задачи пришлось отказаться и от размещения кадров стереопары на одной плёнке, и от безочковой стереопроекции, так как на технико-технологической базе тех лет изготовить линзо-растровый экран больших размеров было невозможно. Работы НИКФИ, начатые в этом направлении, закончились в 1959 году разработкой системы стереоскопического широкоэкранного кинематографа. Кадры стереопары, расположенные на двух стандартных 35-мм плёнках, анаморфированы по ширине с коэффициентом 0,5 (рис. 10). В 1962 году на киностудии "Мосфильм" режиссёр Владимир Немоляев и оператор Семён Галадж по этой системе сняли фильм "Вечер в Москве". Для его демонстрации был переоборудован зал кинотеатра "Рекорд", расположенного под трибунами московского стадиона в Лужниках. Стереопроекция велась двумя синхронно работающими кинопроекторами в поляризованном свете. Зрители смотрели этот фильм в поляризационных стереоочках.

Анаморфированные кадры стереопары на двух 35-мм плёнках
Рис.10 Анаморфированные кадры стереопары на двух 35-мм плёнках

     К началу 60-х годов в нашей стране было освоено производство широкоформатных фильмов, и в 1963 году сотрудники НИКФИ Андрей Болтянский и Нина Овсянникова предложили систему "Стерео-70". Кадры стереопары были расположены рядом на 65/70-мм киноплёнке в пределах площади стандартного широкоформатного кадра (рис. 11). Такой принцип позволял максимально использовать техническую базу широкоформатного кинематографа. Московским конструкторским бюро киноаппаратуры (МКБК) в течение ряда лет были разработаны аппараты для павильонных и комбинированных стереосъёмок, малогабаритные камеры для съёмок с рук и с легких штативов, бокс для подводных стереосъёмок. Первыми полнометражными фильмами, снятыми по системе "Стерео-70", были "Нет и да" (1967 год, режиссёр Аркадий Кольцатый, оператор Константин Новиков) и "Таинственный монах" (1968 год, режиссёр Аркадий Кольцатый, оператор Пётр. Терпсихоров). Второй из этих фильмов только в стереоварианте (фильмы "Стерео-70" выпускались в прокат и в обычном плоскостном формате на 35-мм плёнке) просмотрели около 40 миллионов человек.

Стереопары из фильма "Похищение века" (1981 г.): слева на 35-мм плёнке, справа – на 70-мм
Стереопары из фильма "Похищение века" (1981 г.): слева на 35-мм плёнке, справа – на 70-мм

Стереокадр из фильма "Похищение века" (1981 г.) в анаглифе
Стереокадр из фильма "Похищение века" (1981 г.) в анаглифе

Стереопара системы "Стерео-70" А. Болтянского и Н.Овсянниковой на 70-мм плёнке
Рис.11 Стереопара системы "Стерео-70" А. Болтянского и Н.Овсянниковой на 70-мм плёнке

     Технические средства системы постоянно совершенствовались. Линейка стереообъективов была доведена до диапазона 23 – 250 мм (Ленинградское ЦКБК и Опытное производство НИКФИ), под совместным руководством НИКФИ и Научно-творческого центра "Стереокино" были разработаны новые аппараты для синхронных, комбинированных и подводных съёмок и легкий аппарат для съёмок с рук (рис. 12), оснащенный телевизиром. Аппараты для съёмок с рук по весу лишь незначительно превосходят 35-мм аппараты и позволяют вести съёмку с использованием устройства Steadicam.

Стереокиносъёмочный аппарат КСШР-Т для съёмок с рук
Рис.12 Стереокиносъёмочный аппарат КСШР-Т для съёмок с рук

     Основным достоинством системы "Стерео-70" стало сочетание удобства проведения стереосъёмки (наличие бинокулярной лупы, возможность быстрой и правильной установки стереопараметров без каких-либо специальных таблиц и калькуляторов) с высоким качеством стереокиноизображения.
     Более чем за три десятилетия фильмы, снятые по этой системе, увидели десятки миллионов зрителей СССР, Франции, Польши, Болгарии, Германии, Финляндии, Ирана, Вьетнама. В общей сложности стереофильмы демонстрировались примерно в ста городах, причем там, где численность населения была невелика, для стереокинопоказа переоборудовались залы небольшой вместимости, оснащённые 35-мм кинопроекторами. Для таких киноустановок печатались 35-мм фильмокопии в формате "Стерео-35А" с анаморфированными изображениями стереопары (рис. 13). Этот формат использовался также для просмотра и монтажа рабочих материалов стереофильма.

Фрагмент фильмокопии в формате "Стерео-35А"
Рис.13 Фрагмент фильмокопии в формате "Стерео-35А"

Вертикальная стереопара Ф.Бодроши
Рис.14 Вертикальная стереопара Ф.Бодроши

     Высокое качество стереоизображения фильмов, снятых по системе "Стерео-70", было отмечено многими зарубежными специалистами, и в 1990 году Академия кинематографических искусств и наук США удостоила работы НИКФИ в области стереокино наградой "Оскар" в номинации "За техническое достижение".
     К концу XX века технический прогресс в кинематографе произвёл коррективы в направления дальнейшего развития. Улучшение характеристик киноплёнок, съёмочной и проекционной оптики позволили настолько сблизить качество широкоэкранного и широкоформатного киноизображений, что зритель перестал замечать разницу в их качестве, вследствие чего на первое место выдвинулись экономические факторы. И за рубежом, и у нас производство широкоформатных фильмов со стандартным шагом, равным пяти перфорациям, постепенно было свёрнуто. В мире осталось всего несколько лабораторий, где ещё можно обработать широкоформатную плёнку и отпечатать 70-мм копию фильма. В нашей стране уже нет ни одной такой лаборатории. Поэтому система "Стерео-70" теперь может быть востребована только для съёмки с последующим переводом в цифровые форматы и изготовлением цифровых копий или копий на плёнке с увеличенными размерами кадров стереопары для демонстрирования на сверхбольших экранах (например, в кинотеатрах IMAX-3D).
     Интересно, что судьбы многих идей и разработок в области стереокино, родившихся в разных странах, оказывались очень несхожими. По двухплёночному методу в обычном формате у нас был снят только один фильм ("Выходной день в Москве", 1940 г.), а в США в начале 50-х годов их появилось более ста. После появления "Стерео-70" в США проводились эксперименты со стереосъёмками на широкую плёнку с похожим размещением стереопары, но вскоре были прекращены. Однако некоторые стереофильмы, снятые ранее двухплёночным методом, были впоследствии выпущены в прокат на 70-мм плёнке в формате, аналогичном "Стерео-70".
     Удалось найти свидетельство тому, что в НИКФИ в 1954 году рассматривался вариант системы с расположением кадров стереопары на 35-мм киноплёнке друг над другом в пределах стандартного шага, однако до практического воплощения этой идеи дело не дошло. Такой вариант (рис. 14) чуть позже реализовал венгр Феликс Бодроши. В 1957 году в Будапеште, в кинотеатре "Толди", демонстрировались стереофильмы, снятые по его методу. Своё второе рождение такая стереопара обрела в 1965 году в США, где этот принцип был реализован в нескольких похожих системах и применялся почти до конца века.

Стереопара из фильма "SOS над Тайгойа" (1976 г.)
Стереопара из фильма "SOS над Тайгойа" (1976 г.)

Стереокадр из фильма "SOS над Тайгойа" (1976 г.) в анаглифе
Стереокадр из фильма "SOS над Тайгойа" (1976 г.) в анаглифе

     К началу 70-х годов в НИКФИ была разработана и экспериментально проверена технология съёмки стереофильмов в формате "2x5/70" для демонстрирования на больших экранах. Лентопротяжный механизм аппарата 70 С-2 протягивал две широкоформатные плёнки со стандартным пятиперфорационным шагом. Для стереопроекции применялись два синхронно работающих кинопроектора. В процессе производства стереофильмов предусматривалось использование, без каких-либо изменений, технологии широкоформатного кинематографа. Как раз тогда приехавшие к нам канадские специалисты Колин Лоу и Эрнст МакНабб познакомились с работами НИКФИ и с нашим участием сняли в этом формате небольшой стереоролик. Именно эти канадцы стали авторами системы IMAX-3D (стереоформат "2x15/70" – две широкоформатные плёнки с шагом кадра 15 перфораций и с горизонтальным направлением хода плёнки при съёмке и проекции). Первый стереофильм в этом формате был снят в 1985 году. Не исключено, что появлению данной системы немало способствовал упомянутый визит ее авторов в Москву и снятый ими упомянутый стереоролик. Сейчас кинотеатров IMAX-3D в мире более двухсот, один из них действует в Москве.
     В силу различных обстоятельств аппарат 70С-2 для съёмок больше не использовался, а стереофильмы в формате "2x70" снимает (правда, не одним, а двумя аппаратами) студия Диснея. Демонстрируются они в парках "Диснейленд" и пользуются большим успехом.
     Анализируя этапы развития стереокино, можно заметить, что совершенствование техники и технологии производства стереофильмов всегда было увязано с путями развития традиционных (плоскостных) видов кадр из фильма "Таинственный монах"кинематографа. Приход цвета в кино привел к переходу от анаглифного к поляризационному способу, появление широкого формата позволило создать системы стереокино с использованием широкой плёнки. Но прошло более века, в разных странах сняты сотни стереофильмов, а единого направления развития трёхмерного кинематографа нет, как нет и международных стандартов, регламентирующих параметры стереосъёмки и демонстрирования стереофильмов.
     Несмотря на серьезные достижения, стереокинематограф пока так и не сумел занять своего чётко обозначенного места в мировом кинопроцессе. Среди причин называют действительно существующую проблему удобной и качественной сепарации изображений для левого и правого глаза. Не все зрители принимают очковый способ, особенно те из них, кому приходится надевать поляризационные очки поверх собственных, корригирующих. Сегодня нет безочковых способов сепарации, обеспечивающих комфортные условия восприятия качественного стереоизображения с достаточно большими линейными и угловыми размерами. А для малых экранов возрождать уникальную и весьма сложную, полувековой давности, технологию изготовления растровых экранов смысла нет — это доказывает факт, о котором сегодня мало кто помнит. В малом зале московского кинотеатра "Октябрь", построенного в 1967 году, было установлено два экрана: стационарный растровый, с размерами 4x3 м, и убирающийся недеполяризующий (с металлизированной поверхностью) с размерами при стереопроекции 7x5,2 м. Решался вопрос: какой вид показа предпочтет зритель. Первый полнометражный фильм "Нет и да", снятый по системе "Стерео-70", на разных сеансах демонстрировался либо по очковому, либо по безочковому способу. Совокупность таких факторов, как увеличенные размеры экранного изображения, более ярко выраженный эффект стереоскопичности и отсутствие необходимости фиксировать положение головы в ограниченной зоне стереовидения, сыграла решающую роль. Зрители предпочли очки.

Московский кинотеатр "Октябрь"
Московский кинотеатр "Октябрь"

     Сегодня мы являемся свидетелями бурного развития цифровых технологий в кино и резкого повышения интереса к стереокиноизображению. С одной стороны, можно полагать, что это очередной "стереобум", который, как уже не раз бывало, постепенно сойдет на нет. Но данный интерес однозначно связан с обязательным применением цифровых методов, которые упрощают решение проблем, связанных с отсутствующими сегодня едиными стандартами. Поэтому есть основания предполагать, что третье измерение в мировом кинематографе займет свое прочное постоянное место.
               2006 г.
     Литература:
     С.Н. Рожков, Н.А. Овсянникова. Стереоскопия в кино, фото, видеотехнике. Терминологический словарь. М.: Парадиз, 2003.
     С.М. Проворнов. Основы кинотехники. Конспект лекций. Л.: Ленинградский ин-т киноинженеров, 1975.
     С.Н. Рожков. Стереоскопический кинематограф в цифровом формате// Сборник докладов научно-практической конференции «Современные технологии кинематографа» (апрель 2006 г.). СПбГУКиТ, 2006.
     А.С. Мелкумов. Стереосъёмка кукольной анимации цифровым аппаратом // Техника и технологии кино, 2006, № 03 (05).
     И.Б. Гордийчук, В.Г. Пелль. Справочник кинооператора. М.: Искусство, 1979.
               www.digitalcinema.ru.

Техника молодежи 1961 №01

     Едва ли кому-нибудь придет в голову попробовать напечатать современный журнал на первом печатном станке Ивана Федорова или возить пассажиров на самолете Можайского. А вот смотреть в кинотеатрах первый фильм, снятый Луи Люмьером в 1895 году, можно. Вероятно, многие видели этот короткий и наивный фильм, состоящий всего лишь из одного кадра – "Поезд подходит к станции". Он часто включается в исторические кинопрограммы.
     За первые полстолетия своего существования техника кино не претерпела существенных, принципиальных изменений. Ширина пленки, размер кадра остались неизменными. Появление в кино цвета и звука было лишь естественным развитием и дополнением той принципишаровое киноальной схемы кинематографа, которая была создана на рубеже XX столетия.
     Но за последние десять лет родилось сразу много новых видов кино, которые уже принципиально отличаются от "классического" кинематографа. Появился широкоэкранный "синемаскоп". В нем изображение при съемке сперва сжимается в горизонтальной плоскости, а затем при проекции снова растягивается до нормальных пропорций. Это позволило на той же стандартной кинопленке получить изображение иного формата – экран стал вытянутым в ширину.
     Потом появилось панорамное кино. На большом изогнутом экране проектировалось изображение, составленное из трех частей, снятых на отдельных пленках. Зрителя поражало совершенно новое художественное средство – эффект присутствия, делавший каждого сидящего в зале как бы участником событий, развертывающихся на экране.
     Вслед за панорамным кинематографом возникла "круговая кинопанорама", в которой съемка и проекция велись уже одновременно с 11 аппаратов. Действие развивалось не только перед зрителем, но и по бокам и сзади. Еще раньше появились стереоскопическое, объемное кино и стереофоническая запись звука. И вот возникает вопрос: полиэкранное киночто же дальше? Может быть, нужно еще "шаровое кино", где изображение будет проектироваться не только на стены, но и на потолок, а может быть, и на пол? Или "пахучее" кино? А может быть, появится кино с осязанием? Или какое-нибудь иное? В чем главное направление развития кинематографа?
     Конечно, возникновение в последние годы новых видов кинематографа явление отнюдь не случайное. Это естественное стремление дать зрителю возможно больше впечатлений, увеличить количество информации, сообщаемой ему за один и тот же промежуток времени, усилить "эффект присутствия".
     Для увеличения количества информации есть два пути: улучшение качества пленки и увеличение размера кадра. Без коренного изменения принципа фотографии едва ли можно рассчитывать на существенное повышение качества пленки; поэтому остается второй путь – увеличение размера кадра. Это и положено в основу панорамного кино. Здесь количество информации, количество отдельных деталей, которые могут быть одновременно показаны зрителю, примерно в 5 раз больше обычного кино.
     То же относится и к круговой кинопанораме, или к так называемому "широкоформатному кино", в котором используется кинопленка двойной ширины и на экране отсутствуют широкоформатное киношвы на стыках отдельных изображений, как в панораме.
     Во всех этих системах кинематографа в большей или меньшей мере используется явление так называемого периферического, бокового зрения, которое дает нам ощущение присутствия в том или ином месте. Однако существуют и другие пути увеличения информации, передаваемой зрителю, также основанные на особенностях нашего зрения.
     Область резкого видения для человеческого глаза ограничена весьма узким углом зрения, составляющим всего лишь несколько градусов. Когда мы смотрим на окружающую нас действительность, мы совершенно незаметно для себя все время очень быстро переводим взгляд с одного предмета на другой, как бы "ощупываем" взглядом все, что нас окружает. Из отдельных впечатлений складывается, или, как иногда говорят, монтируется, наше общее представление о действительности.
     Используя эту особенность человеческого зрения, удалось создать еще один вид кинематографа – "полиэкран", или многоэкранное кино, в котором "монтаж" изображения до известной степени предоставлен зрителю. Действие зкран - усилительразвертывается одновременно на нескольких – обычно пяти-восьми—экранах; причем на каждом из них демонстрируется свое, самостоятельное изображение, связанное с остальными лишь общей темой и содержанием. Это позволяет одновременно показать одно и то же событие в разных масштабах, с разных точек зрения. В полиэкранном кино зритель за тот же промежуток времени успевает увидеть гораздо больше, чем в обычном кино, получает и более полное, насыщенное представление о развертывающихся перед ним событиях.
     Советский полиэкран разработан на Государственном оптическом заводе под руководством инженера Песчанского и представляет собой комплекс аппаратуры, состоящий из семи проекторов, фильмофонографа для стереофонического воспроизведения звука и системы автоматического управления. Установка может быть использована в самых различных помещениях, причем с большой свободой в выборе расположения экранов.
     Перед кинематографистами стоит ряд задач, которые еще ждут своего решения.
     Существующий принцип кинематографа может быть уподоблен детекторному приемнику, у которого мембрана телефона приводится в движение непосредственно энергией, принятой от передающей радиостанции. Таков же и принцип действия кинокамеры: электромагнитная магнитная запись фильмаэнергия света воспринимается объективом и непосредственно воздействует на кинопленку, вызывая в ней те или иные физико-химические изменения. Иначе действует ламповый приемник. Энергия радиостанции используется здесь лишь для управления энергией питания, поступающей в приемник от сети. Ничтожно слабый сигнал может управлять вторичным сигналом практически любой мощности. Если бы удалось применить аналогичную схему в кино, то оказалось бы практически возможным производить съемку при любых условиях освещения, так как первичное, пусть даже очень слабое, оптическое изображение исполняло бы роль управляющего сигнала по отношению к вторичному изображению, создаваемому за счет поступающей извне энергии тока литания. Собственно говоря, первые системы кинематографа, основанные на применении электронно-оптических усилителей света, уже созданы. Они применяются, когда необходимо производить съемку в условиях недостаточной освещенности, например при рентгенографии. При этом удается увеличить яркость изображения в десятки и сотни раз. Правда, качество изображения пока невысокое. Но устранение этого недостатка – дело дальнейшего технического усовершенствования.
     Современная электроника открывает перед кинотехникой ряд принципиально новых возможностей. В злектронное преобразование кадранастоящее время уже начинают применяться системы магнитной записи изображения. Это должно произвести полный переворот в технологии производства фильмов. Перевод фотографического изображения в форму электрических или магнитных сигналов не только значительно упростит процесс съемки, но прежде всего коренным образом изменит методику монтажа фильма. То, что сейчас делается с помощью ножниц и клея, в ближайшем будущем станет осуществляться чисто электрическим путем – коммутацией каналов звукоизовоспроизведения. Перед режиссером фильма откроются широкие возможности трансформации снятого изображения. Поворотами рукояток на пульте, подобно тому, как это делается сейчас при записи звука, режиссер будет создавать фильм из отдельных заготовок, записанных на магнитную пленку. Естественно, можно будет свободно подбирать и нужную яркость, и контрастность изображений.
     Перевод киноизображения в форму электромагнитных сигналов позволит решить и другую проблему, сдерживающую пока развитие кино, – проблему яркости экрана. В современном кино источником световой энергии является лампа проекционного аппарата. В глаз зрителя поступает свет, отраженный поверхностью экрана. Источники света в проекционных аппаратах используются уже до предела, и это ограничивает размеры экрана.
     Запись изображения в форме магнитных сигналов позволит телевизионный контроль совершенно по-новому решить схему кинопроекции. Во-первых, такой сигнал может быть легко усилен в произвольной степени. И, кроме того, такая запись изображения упростит создание экрана с управляемым самосвечением. Вместо того, чтобы посылать на экран мощный световой поток, создающий киноизображение, от магнитной пленки будет подаваться лишь сравнительно слабый сигнал, управляющий током питания, который, в свою очередь, вызовет мощное свечение экрана. При такой схеме окажется возможным создать экраны практически любых размеров, любой формы и яркости. В частности, проблема дневного кино сведется к вопросу напряжения, подаваемого на экран. В настоящее время в ряде стран ведутся экспериментальные работы в этом направлении, но они еще весьма далеки от завершения. Однако развитие электроники идет сейчас необычайно быстрыми темпами, и можно не сомневаться в том, что ближайшие годы принесут кинематографической технике много нового. Электроника даст в руки мастеров кино невиданные по силе и выразительности средства художественного отображения действительности. И тогда перед кинематографистами встанет новая, не менее сложная задача – задача творческого освоения новой техники.

               Журнал "Техника - молодёжи" 01 1961.

Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования