СТАТЬИ О КИНОТЕАТРЕ |
Павильон машины времени на ВДНХ
ВВЦ возвращают прежнее название — ВДНХ. В недрах «Рабочего и колхозницы» открыт выставочный павильон...
В 80-е годы проекционный зал кругового фильма был едва ли не главным аттракционом ВДНХ. Очередь на сеансы закручивалась в спираль задолго до начала показа. Билет стоил дорого — 50 копеек. Окружённый одиннадцатью экранами зритель оказывался внутри пейзажа фильма. Перелетал на плоту через пороги Ангары, покорял Эльбрус, рассекал на лыжах Домбай, проезжал в кабине машиниста через БАМ — это было круче, чем стереокино в спецзале кинотеатра «Октябрь»... подробнее...
ONE OF A KIND VINTAGE SOVIET PANORAMIC CINEMA
A vintage Soviet panoramic cinema was found to be still working in Moscow. Here is a story about the place, as told by Irina M. who currently works there. The facility that was built in 1959 included twenty two cinema projectors and twenty two screens running simultaneously. Nine speakers were installed in the floor to create surround sound. Back in 1959., the movies were created with a special rig of synchronised cameras placed in circle. It makes me think of the modern Google maps camera rigs, which are placed on cars. As Irina says, the setup could be placed on top of a car, a boat or even a moving train, and could be controlled remotely. Posted on March 31, 2014. подробнее...
В круговой первой
Уникальный советский киноаттракцион до сих пор
работает, позабытый всеми
Современным кинотеатром в Москве сложно кого-нибудь удивить. В любое время, в любой точке города можно без помех купить билеты, сесть в удобное кресло и, закидывая в рот иноземный попкорн или патриотические семечки, смотреть фильмы с объемным звуком, объемным изображением и другими техническими наворотами. Но на этом празднике технологий не нашлось места уникальному аттракциону — круговой кинопанораме.
А ведь в свое время в этот зал на ВДНХ ехали со всего СССР. Очереди стояли такие, что не снились никаким "Аватарам". Даже для "продвинутой" Москвы круговая кинопанорама была фантастикой. Но самое фантастическое, что забытая практически всеми круговая кинопанорама работает до сих пор – единственный в мире круглый кинотеатр, проработавший с небольшим перерывом свыше 50 лет.
"Московский Комсомолец" 8 февраля 2010. подробнее
Kino mit Rundumblick in die Vergangenheit
Das "Kinopanorama" in Moskau ist das einzige Kino der Welt, das seit 50 Jahren Filme auf einer 360-Grad-Leinwand zeigt. Als ununterbrochener Streifen zieht sich die Leinwand in dem kreisrunden Saal an der Wand entlang – und der Zuschauer steht mittendrin...
31.12.2009 Von Ulrike Gruska подробнее
"КИНОМЕХАНИК" ИЮЛЬ 2008
КИНО ВОКРУГ
СРЕДИ НОВОМОДНЫХ И ОРИГИНАЛЬНЫХ РАЗВЛЕЧЕНИЙ СТОЛИЦЫ ЕСТЬ ОДНО, НЕ ПЕРЕСТАЮЩЕЕ УДИВЛЯТЬ ПОСЕТИТЕЛЕЙ ВОТ УЖЕ ПОЧТИ 50 ЛЕТ. ЭТО «КРУГОВАЯ КИНОПАНОРАМА» – ИЗОБРЕТЕНИЕ СОВЕТСКИХ ИНЖЕНЕРОВ, НАСТОЯЩЕЕ ДОСТИЖЕНИЕ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА, ДО СИХ ПОР ОБИТАЮЩЕЕ НА ТОЙ САМОЙ, ОВЕЯННОЙ МИФАМИ ВЫСТАВКЕ.
Большие солнечные аллеи, фонтаны, бронзовые изваяния рабочих и колхозников с орудиями или результатами самоотверженного труда, ракета-носитель на старте, пассажирские лайнеры с аббревиатурой «СССР» – это любимое место отдыха советских граждан, ВДНХ. Оно пронизано многонациональным социалистическим счастьем, беззаветной верой в светлое будущее и гордостью за свою страну. Вблизи южного входа ВДНХ (современного ВВЦ) находится малоприметное сооружение в виде шайбы из силикатного кирпича и стекла. Вывеска гласит: «Круговая кинопанорама».
В цилиндрическом зале голова по-настоящему идет кругом: на 11 экранах, занимающих 360° горизонтального видения, вдруг появляются горы, их сменяют пейзажи столицы, гейзеры Камчатки, утопающий в зелени абхазский Сухуми и национальные танцы жителей Бурятии. Действие сопровождается комментариями диктора, раздающимися, кажется, отовсюду. Люди, попавшие в павильон, удивленно взирают по сторонам.
Нет, это не очередное утраченное произведение советских киноинженеров, а реально существующий московский кинотеатр-аттракцион, необычный и уникальный.
Идея создания круговой кинопанорамы не была оригинальной: в США архитектор Ральф Уолкер и инженер Фред Уоллер создали 11-проекторную систему «Vitarama» и впервые продемонстрировали ее на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 г. В 1955 г. знаменитый аниматор Уолт Дисней построил круговую панораму «Циркарама» (Circarama) в парке «Диснейленд», где около двух лет показывал собственные видовые фильмы (например, «Путешествие по Западу»). Появлению круговой кинопанорамы в нашей стране предшествовала легендарная поездка Никиты Сергеевича Хрущева в Соединенные Штаты Америки, запомнившаяся советским гражданам началом кукурузного безумства и организацией столовых самообслуживания. Аттракцион в «Диснейленде» так понравился первому секретарю ЦК КПСС, что он распорядился в кратчайшие сроки соорудить в Москве аналогичную кинопанораму, но чтоб непременно лучше американской («догнать и обогнать» Америку нужно было по всем показателям народного хозяйства).
За три месяца (!) под личным контролем Хрущева, под руководством и при непосредственном участии профессора Евсея Михайловича Голдовского была разработана и введена в эксплуатацию отечественная система круговой кинопанорамы, имеющая в два раза большее, чем в американской, число экранов – 22. Они были установлены в два яруса, им соответствовало такое же число кинопроекторов ПКП-5, отличительной особенностью которых являлась моторизованная регулировка резкости и «горизонта» (расположения кадра по высоте) для управления этими параметрами из зала. Для съемки и проекции применялась 35-мм пленка (а не 16-мм, как в «Циркараме»). Девятиканальная фонограмма записывалась на отдельной магнитной пленке и считывалась фонографом, установленным в аппаратной «Кинопанорамы». Семь акустических систем располагались за экранами, одна в полу и одна на потолке.
Для съемки кругорамного фильма одиннадцать киносъемочных камер «Конвас-автомат» монтировались на общем основании по кругу таким образом, чтобы углы между оптическими осями смежных объективов равнялись 32°43'. Киноустановка могла использоваться для съемки с движущихся транспортных средств – с автомобиля, самолета, вертолета, а впоследствии и для съемок под водой.
Открытие нового киноаттракциона было приурочено к июньскому пленуму ЦК КПСС 1959 г., и первыми его зрителями стали участники этого пленума, посмотревшие фильм «Дорога весны» режиссера Василия Катаняна. Кругорама была принята «на ура!».
Спустя шесть лет объективы съемочной киноустановки и объективы кинопроекторов были дополнены анаморфотными насадками с коэффициентом анаморфирования 0,5, повернутыми на 90°, и оба яруса экранов оказались заполнены единым круговым изображением. Такое преобразование позволило отказаться от половины установленных кинопроекционных аппаратов, сократить штат панорамы и значительно удешевить производство фильмов.
Для корректной работы аттракциона было необходимо обеспечить синхронную работу кинопроекторов и фонографа. О том, как это достигалось, рассказывает Лев Кириллович Лесин, с 1961 по 1966 г. сменный инженер, а в настоящее время наладчик аппаратуры «Круговой кинопанорамы»: «Синхронизация приводных синхронных (реактивных) электродвигателей киноаппаратов обеспечивается двумя электромагнитными преобразователями частоты, каждый из которых представляет собой агрегат, состоящий из двух электрических машин и смесительного трансформатора, конструктивно объединенных на общем основании. Автоматическое управление режимами работ преобразователей частоты осуществляется шкафом программного управления, который совместно с преобразователями частоты обеспечивает синхронно-синфазный пуск и остановку приводных электродвигателей, а также переключение питания приводных электродвигателей с преобразователя на промышленную сеть (и обратно)».
Управление проекционным и звуковоспроизводящим комплексом ведется посредством пульта управления, установленного в зрительном зале.
«Круговая кинопанорама» пользовалась большим успехом у зрителей. При вместимости зала 300 человек аттракцион долгое время работал по 12 часов в день, осуществляя до 17 сеансов без единого пустующего места. А порой, из-за различных накладок, приходилось пускать в зал до 1000 человек. Аттракцион входил в обязательную программу пребывания в столице именитых гостей, да и сам Хрущев любил посещать свое детище.
«В мою смену он приходил три или четыре раза, – говорит старейший работник кинопанорамы киномеханик Людмила Ванюкова. – Сеансы для первого секретаря требовали особого внимания от киномехаников. У нас была специальная копия, «правительственная», отличающаяся высочайшим качеством печати. Когда высшее руководство перестало нас посещать, эту копию мы демонстрировали иностранцам».
Людмила Ванюкова работает с самого открытия «Круговой кинопанорамы»: «Пришла на практику из школы киномехаников на Арбате. Два месяца поработала – понравилось. После сдачи выпускных экзаменов осталась здесь работать. Позже пересдала на первую категорию в Управлении кинофикации. До 2006 г. работала сменным инженером».
В советское время на рабочую смену в «Круговую кинопанораму» ежедневно приходили 11 киномехаников, оператор пульта и два инженера – сменный и главный. «Тогда здесь было очень хорошо, весело… Работники учреждения имели повышенную относительно кинотеатров зарплату: киномеханик получал 72 руб. (а не 42 или 50 руб.), инженер – 125 руб. (вместо 75 руб.)», – рассказывает Людмила Ванюкова.
«Круговая кинопанорама» как нельзя лучше отражает состояние технической отрасли конца 50-х годов. Усилители в виде больших ящиков, внутри которых горит множество огоньков «накала» пальчиковых ламп. В кинопроекторах установлены невиданные в те времена ксеноновые лампы, проходившие в стенах «Круговой кинопанорамы» опытную эксплуатацию. Со временем были частично убраны громкоговорители: от напольного пришлось отказаться, поскольку зимой люди приходили в заснеженной или просто мокрой обуви и его «заливало», а потолочный убрали из-за сложности замены.
А вот в начале нового века обслуживать до крайности устаревшее оборудование все труднее, да и комплектующие подчас найти уже невозможно. Отсутствие новых фильмокопий и разрушение имеющихся поставило на грань закрытия этот удивительный аттракцион. Последняя поступившая в кинопанораму фильмокопия – «Родники неисчерпаемы» – была допечатана в Красногорске в 1992 г. «Родники... напечатали на триацетатной пленке, поскольку на импортную не было денег, – говорит инженер-администратор Наталья Ващекина. – С тех пор работаем с тем, что есть».
«Были времена, когда фильмы не разрешалось показывать вторым экраном: пятьсот сеансов – и заказывали новую копию, – вторит коллеге Людмила Ванюкова. – Столица, центр, да еще ВДНХ – качество должно быть на высоте».
Реставрируют фильмокопии сами киномеханики, поскольку не доверяют реставрационным машинам. По их словам, машины портят склейки и после машинного ремонта пленки приходится восстанавливать, а это занимает очень много времени.
На вопрос, сохранились ли негативы фильмов для аттракциона и нельзя ли с них отпечатать фильмокопии на новой прочной полиэфирной основе, женщины с грустью отвечают, что такие попытки были предприняты, «даже деньги нашлись и договорились с лабораторией обработки пленки», но оказалось, что негативы носят статус «исторических документов», и в выдаче пленок было отказано.
Сейчас аттракцион обслуживает женский коллектив – инженер и два киномеханика, они же делают мелкий ремонт оборудования. Ремонтно-наладочной работой киноаппаратуры занимается Лев Лесин.
Несмотря на все трудности, «Круговая кинопанорама» обеспечивает приемлемое качество изображения и звука и привлекает посетителей ВВЦ. По словам сотрудниц учреждения, они часто видят знакомые лица, а люди, попавшие на кинопредставление случайно, остаются довольны и нередко после сеанса засыпают сотрудников кинопанорамы вопросами.
За время своего существования «Круговая кинопанорама» закрывалась лишь один раз – в конце 80-х годов, когда проводили замену пластикового покрытия в фойе и устанавливали звукопоглощающее покрытие в аппаратной. Замена пластика потребовалась после пожара в гостинице «Россия» (имевшей такое же пластиковое покрытие), унесшего много человеческих жизней из-за отравления продуктами горения этого материала.
На сегодняшний день «Круговая кинопанорама» – единственный в мире кинотеатр кругорамного кинематографа, проработавший с небольшим перерывом (1988–1990 г.) почти пятьдесят лет.
Борис Сорокоумов
фото: Александр Зенин
"Техника Молодёжи" №7 1959 год
Значительным техническим успехом порадовала отечественная кинематография посетителей и экскурсантов Всесоюзной выставки достижений народного хозяйства СССР в первый же год семилетки. Невозможно себе представить, чтобы, посетив ВДНХ, вы не посмотрели фильм в круговом панорамном кино. Лаконичное и простое по архитектуре, ярко освещенное и привлекательное, светлое, цилиндрической формы современное здание встретит, и увлечет вас своей рекламой, стоит лишь вам миновать вход на выставку. Вас здесь действительно ожидает новое и необычное зрелище. Вместе с группой зрителей через главный вход и фойе вы попадаете в зрительный зал круглой формы диаметром 17м. и высотой более 10 м. Не садясь в привычное для зрителей кресло, ибо их здесь нет, вы стоя располагаетесь в середине зала в удобном для обозрения месте, чтобы просмотреть фильм, предельно ярко и полно раскрывающий сюжет, насыщенный простором и действием.
Вас со всех сторон охватывает действие: окружает красочная картина, создающая полное впечатление личного участия в событиях, в движении. Вы как бы оказываетесь в центре развертывающихся вокруг событий.
Необычайность настоящего путешествия по суше, морю или воздуху, стремительно мчащиеся машины, грандиозные панорамы великих строек и чудесные пейзажи – все это взволнует и увлечет вас подобно волшебной сказке.
Что же представляют технические средства, с помощью которых за короткие 15-20 минут вы становитесь и зрителем и участником событий, демонстрируемых на грандиозном экране поверхностью почти в 350 кв. м?
На внутренней, обращенной к центру зала поверхности стены по всему ее периметру размещаются друг над другом два кольца экранов из перфорированного, диффузно отражающего пластика. Низ экранов находится на высоте 2,5 м над полом, высота поля каждого из экранов – 3,5 м. Верхние экраны образует коническое кольцо с наклоном поверхности 31°. Действие, обычно развивающееся на нижнем кольце, временами продолжается и на верхнем, как бы раздвигая рамки обзора.
Экраны разделены десятисантиметровыми вертикальными обрамлениями на одиннадцать самостоятельных экранов по числу проекторов. Черное обрамление имеется и в нижней части экранов. Верхние и нижние экраны разделяются черной полосой с окнами, через которые осуществляется проекция и контроль за ней из аппаратной. Являясь необходимыми в техническом отношении, они не мешают зрительному восприятию всей картины в целом. Таким образом, аппаратная опоясывает зал по второму этажу, над фойе.
В зрительном зале за основным экраном размещаются 14 громкоговорителей, еще 9 – в полу и 9– под потолком. Система воспроизведения звука – стереофоническая девятиканальная. Во избежание звуковых помех зрительный зал и проекционная облицовываются акустическим материалом.
В проекционной – 22 киноаппарата с газосветными лампами. Световой поток каждого проектора – 2 тыс. люменов.
Аппараты установлены попарно: один для проекции на нижний экран, другой – для проекции на верхний. Каждая группа из 11 аппаратов имеет самостоятельную систему синхронно-синфазного привода.
В аппаратной размещается также звуковоспроизводящая, усилительная и прочая аппаратура. Внутренняя поверхность аппаратной также покрывается звукопоглощающими пакетами и декорируется перфорированным пластиком. Пластические массы широко применяются для отделки внутренних помещений, фойе, зрительного зала.
Все, о чем мы только что рассказали, – результат дружной, целеустремленной работы большого числа советских инженеров и рабочих: от архитекторов и строителей до кинооператоров и режиссеров.
enterарт
Акция №2(66) 26 февраля 2007
стр. 22
КАЛЕЙДОСКОП
Кати Андреас
Кино под градусом
Мы скользим по снежной дорожке, дышим сквозь жгучий холод – нам нужно успеть на сеанс самого необычного, редкого кино в городе. На фильм о Родине. Кино показывают в зале одиннадцать экранов (каждый по три метра). Называется это чудо "круговая кинопанорама", и, как сумма углов, чудо укладывается в 360 градусов.
...И все-таки мы опоздали. На 7 минут. Кассира на месте нет. «Все пропало», – думаю я и замерзшей походкой направляюсь к гофрированной стальной двери. К двери приклеен лист А4, то есть «Вход». Я приоткрываю дверь и вижу большой зал с тусклым светом, цепочку белых экранных полотен, а в центре – лавочки. Никаких зрителей. Никого нет. Кажется, сеанс еще не начался, кажется, задерживают. «Ура, мы успели», – на радостях чуть ли не танцуя, мы входим в зал. И тут киномеханик поправляет нас: «Вы опоздали. На 7 минут. Я уже сложил пленки». С этой репликой он выходит из тени и с серьезным видом показывает на часы. От его слов теплее не становится, на улице попрежнему холодно, перспектива возвращения ни с чем не радует. Поэтому мы по-детски просим дядю радиомеханика: «Покажите, пожалуйста, нам фильм. Мы так спешили, так торопились. На улице так холодно» — и еще несколько слов, начинающихся с «так». Киномеханик, наконец, оттаивает, и – в одно мгновение – появляется кассир.
Пленка трещит, мы крутим головами и хотим уловить каждый кадр. Вокруг нас расстилающиеся на 11 экранов просторы русской реки. Когда волна переходит с экрана на экран, можно забыть, что есть 3D, специальные красно-синие очки. Такого вы еще не видели. На рекламном щите у главного входа написано «полный эффект присутствия» – от наивности заявления сначала улыбаешься, а потом соглашаешься. Фильм «Волга – русская река» снят в 1984 году, как и остальные фильмы (сейчас их четыре), идет 20 минут. За это время можно совершить экскурсию во времени. Мы, например, посмотрели на старые советские машинки, разъезжающие по районам высоток-80, – настоящие достопримечательности того времени. Вот только жизнь пригородов совсем не изменилась – все такая же медленная. Картинка: обычные люди прогуливаются по парку с памятником великому. Сейчас можно ставить памятник обычному человеку, просто потому, что он в современных условиях остался человеком.
И, конечно же, красоту у русской природы не отнимешь. Мы смотрим, раскрыв рты. Надо сказать, не мы первые. Точно так же сидели партийные работники в 1959 году, когда показывали первый фильм – Дорогу весны, снятую почти вслепую. (Просто негде было посмотреть, что же сняли 11 камер.) Партийные работники стали первыми зрителями еще и потому, что кинозал был построен по заказу Н.С. Хрущева. Рекламный щит напоминает, что «круговая кинопанорама – любимый аттракцион Хрущева». После посещения циркорамы в «Диснейленде», Хрущев захотел, чтобы у нас была еще лучше. И кинопанорама у нас получилась такая, что очередь в зал занимали с ночи. Показывали по 18 сеансов в день, и все равно не хватало мест для всех желающих. Сегодня пять сеансов в день: желающие находятся, но с трудом. Поэтому непременное условие для просмотра – «минимум три человека». Чем больше людей, тем больше шансов посмотреть фильм. Нас было трое – нам показали. На мой вопрос «сколько максимально было людей в зале?» киномеханик задумался и сказал: «Кажется, в прошлое воскресенье было 15 человек, были заняты все лавочки». Вообще зал рассчитан на 300 человек.
Одиннадцать экранов – это только половина. Раньше их было 22, они были расположены в 2 яруса. Зрелище невероятное. Вообще, по расчетам, кинокартинку высокого качества можно показывать и на девяти экранах, главное – чтобы был образован замкнутый круг. А 11 экранов получилось потому, что пленками хотели обмениваться с американской циркорамой, но «за все время существования круговой кинопанорамы никаких обменов фильмами не проводилось». «Как самому снять панорамное кино?» – спросила я у кинооператора. Для этого нужно иметь одиннадцать камер одновременно. Закрепить их с технологической точностью и расстановкой на штативе. Ну, или одну, но специальную. (Кинооператор поделился секретом – такая камера есть только у одного мужчины, и, возможно, он ее скоро продаст.) Что сделать потом? Бравым голосом сказать «Мотор». Не факт, что фильм войдет в 10 лучших панорамных, но для личного архива – это точно гвоздь программы.
Реплика в сторону
На следующий день я ехала в толпе электрички и делилась киноэмоциями с подругой: «Это очень необычно. Представляешь, вокруг тебя – киносфера, и ты взаимодействуешь с ней, проникаешь, ты – внутри процесса». На что подруга ответила: «Ну почему я еще там не была?!» И тут, посреди электричкиной давки, к разговору подключилась женщина. Деловито сняв очки, она сказала: «Какие ваши годы! Но будете на ВВЦ – зайдите туда обязательно! Помню, когда мы были молоды, мы стояли в очереди, чтобы попасть в кинопанораму. Ведь это был единственный кинотеатр со стереофильмами. Нам даже специальные очки выдавали. Нигде вообще такого не было. Нигде!»
С чего все началось:
· 1887 год. Французский изобретатель Рауль Гримуэн-Самсон придумал первую круговую кинопанораму «Синеорама». Иногда ее называли «Синекосморама». Спустя три года под Эйфелевой башней показали первый фильм – зал был стилизован под воздушный шар, драпировался белой тканью.
· 1955 год. Уолт Дисней создал циркораму, которая стала действовать. Первый показ состоялся на открытии парка аттракционов имени создателя. Был показан фильм «Путешествие на Запад». Кинотеатр проработал до 61-го года.
· 1958 год. На выставке в Брюсселе в американском павильоне работал круговой кинотеатр.
· 1959 год. Открытие в Москве. Зал построен за три месяца! На американской выставке в рамках ВДНХ был опять-таки показан фильм «Путешествие по Западу».
· 1964 год. Кинопанорама пришла в Токио. Первым фильмом стал советский «На воде и под водой». Проработала она 15 лет.
5 Советская Москва
октября
2007
В городе осталось так мало советского, что уцелевшие образцы можно уже занести в реестр памятников истории и архитектуры... подробнее
Круговая панорама: на 11 экранах, создающих полный обзор, до сих пор крутят короткометражки.
Круговая кинопанорама на ВДНХ
Истинное чудо советской техники, открытое в 1958 году и тут же лишившее клиентуры панорамный кинотеатр «Мир» на Цветном бульваре – у того-то экран охватывал лишь сектор круга, а здесь полный обзор, 11 экранов… По счастливому стечению обстоятельств кинопанорама дееспособна по сию пору: почти каждый день здесь происходит 2-3 сеанса антикварных короткометражек с неподражаемыми названиями: «Возьмите нас с собой, туристы», «Родники неиссякаемые» и так далее.
просп. Мира, ВВЦ, Южный вход
К/т "Круговая панорама"
В Москве есть ещё один удивительный кинотеатр – "Круговая панорама". О нём мало кто знает, хотя этот кинотеатр построен ещё во времена СССР...
подробнее
Anna Nova Art Gallere
Ольга Чернышева
"Панорама. Фрагменты"
Ольга Чернышева показывает на своей третьей персональной выставке в Санкт-Петербурге часть обширной живописной серии "Панорама". Над этим циклом картин, посвященным советскому кинотеатру "Круговая панорама", который был открыт на ВДНХ в период хрущевских реформ, художница начала работать в 2004 году... подробнее
Круговая Кинопанорама Страны Советов
Борис Сорокоумов
В цилиндрическом зале голова буквально идет кругом: на 11 экранах, окружающих зрителя со всех сторон, вдруг появляются горы Забайкалья... подробнее
ГОЛОВА КРУГОМ!
25 мая в Круговой кинопанораме на ВВЦ состоится фестиваль современного искусства "Noumen ART". Необычные хореография, видеоарт, электронная музыка, причудливые номера проекта АЭРОЛЮДИ, лазерные лучи, которые пронижут зал...
Голова в прямом и переносном смысле пойдет кругом! Но не только самобытность произведений музыкантов и виджеев произведет впечатление. Сама Круговая кинопанорама, в которой пройдет это действо, более чем достойна внимания. Это необычное здание, памятник эпохи (и эпохе) Советского Союза, было построено по указанию Н. С. Хрущева в 1959 году и с тех пор работает бесперебойно, демонстрируя фильмы, которые снимались специально для этой Кинопанорамы – ведь для каждого из 11 экранов, составляющих «круг» панорамы, нужна своя пленка, со своим углом обзора, снятая отдельной камерой!
Вернемся в далекий 1959 год. Посетив в американском Диснейленде их круговой кинотеатр «Циркарама», Хрущев вернулся и дал указание построить свою круговую кинопанораму, не уступающую диснеевской. Он лично курировал стройку, завершившуюся в рекордно короткий срок – три месяца. Надо было спешить, ведь открытие кинопанорамы было приурочено к июньскому Пленуму ЦК КПСС. Так же спешно был снят первый отечественный кругорамный фильм. Его режиссер Василий Катанян вспоминал, что снималось кино в прямом смысле слова «вслепую» – посмотреть отснятый материал было еще негде – кинопанорама только строилась. Съемочная группа отправилась в путешествие по Советскому Союзу, снимая прекрасные виды. Назвали первое киночудо «Дорога весны». Волнения режиссера и съемочной группы были напрасны – фильм привел в восторг высокопоставленных гостей Пленума, а сам Никита Сергеевич еще не раз заезжал в Кинопанораму на сеанс. И там было на что посмотреть! 360 градусов обзора создавали полный эффект присутствия, зритель сам выбирал, в какую сторону ему смотреть. Звук был необычайно реалистичен – динамики были вмонтированы даже в пол и потолок кинопанорамы, что тогда производило потрясающее впечатление – ведь стереозвук был в СССР редкостью. Новые, удивительно широкие возможности для кинорежиссеров предлагала Круговая кинопанорама. Первоначально в ней было 22 экрана и, соответственно, кинопроектора. В аппаратной работала огромная бригада киномехаников. Людмила Павловна Ванюкова, старейший работник Кинопанорамы, вспоминает, какой шумной и в то же время ответственной была компания студентов, пришедших туда на практику. «Все приходилось делать очень быстро, – вспоминает она, – Сеанс длился двадцать минут, столько же – перерыв, и за него нужно было вручную – аппаратов перемотки тогда еще не было – перемотать, проверить, почистить пленку. От постоянной работы кинопроекторов в аппаратной было жарко, но нам все нравилось, мы гордились тем, что работаем в таком уникальном месте, да еще и на ВДНХ! Сначала было по пять сеансов в день, затем, когда аппаратура приработалась – по семнадцать! А иногда, когда наплыв зрителей был особенно велик, обеденный перерыв сокращался до 10 минут, и ставили еще один сеанс – восемнадцатый!». Зал Кинопанорамы иногда вмещал более пятиста человек. «Наша смена кассиров не всегда справлялась с этим потоком, – вспоминает Людмила Ванюкова, – Мы убегали из аппаратной помогать им. Часто к нам приезжали и правительственные делегации, выглядываешь – у входа все заставлено «Чайками», а в аппаратную уже направляется охрана. Но нам не важно, какой зритель, – главное – провести фильм хорошо. Сюда на практику направляли самых лучших, самых внимательных студентов...».
Съемка фильмов для Круговой кинопанорамы была также крайне не проста – не всякая съемочная группа могла справиться со сложной техникой одновременной съемки одиннадцатью камерами. Однако съемочная группа режиссера Игоря Бессарабова не останавливалась на достигнутом – специально для Круговой кинопанорамы ею было сделано девять фильмов – «кинопутешествий» по Советскому Союзу. Сценаристом двух из них – «Возьмите нас с собой, туристы!» и «В дорогу, в дорогу!» был легендарный актер Зиновий Гердт. «Возьмите нас с собой, туристы!» до сих пор идет в Круговой кинопанораме, возвращая зрителей в полные надежды обновления 60-е годы.
Фильмы, демонстрирующиеся в кинотеатре, – удивительные фильмы-настроения, каждый из них – и беззаботный «Возьмите нас с собой, туристы», и тревожный «Это все, что зовем мы Родиной», снятый в годы перестройки – сохраняет самую важную черточку, самую точную ноту своего времени. Но уникальны не только фильмы, не только аппаратура Кинопанорамы, работающая с 1964 года. Уникальны и люди, работающие в ней. Три женщины – Людмила Ванюкова, Наталья Ващекина и Ирина Дорофеева – сейчас управляются со всеми одиннадцатью кинопроекторами. Своими силами они восстанавливают старые пленки, обновляя репертуар, сами печатают анонсы и программки, работают и кассирами, и киномеханиками. Не так давно Ирина принесла из дома проигрыватель для виниловых пластинок, и теперь перед сеансами звучат любимые зрителями песни 70-80х: Алла Пугачева, «Поющие сердца», «Машина времени». Они любят свою работу, те фильмы, которые показывают зрителям, и радуются тому, что сейчас в Круговую кинопанораму после затишья начинает приходить все больше людей.
«Зрители приходят к нам путешествовать в прошлое», – улыбается Ирина, – «Но ведь с помощью этой Кинопанорамы можно путешествовать и в будущее!».
Наталия МАКУНИ